План – график проведения ВПР
в марте-апреле 2023 года
Дата проведения ВПР |
Класс |
Предмет |
23.03.2023 |
10 |
География |
25.04.2023 |
5 |
Математика |
19.04.2023 |
5 |
Русский язык |
11.04.2023 |
5 |
Биология |
13.04.2023 |
5 |
История |
19.04.2023 |
6 |
Математика |
25.04.2023 |
6 |
Русский язык |
11.04.2023
|
6 |
Общественно-научный предмет на основе случайного выбора (история, обществознание) |
13.04.2023
|
6 |
Естественно-научный предмет на основе случайного выбора (география, биология) |
27.04.2023 |
7 |
Математика |
18.04.2023 |
7 |
Русский язык |
20.04.2023 |
7 |
Общественно-научный предмет на основе случайного выбора (география, история, обществознание) |
25.04.2023 |
7 |
Естественно-научный предмет на основе случайного выбора (биология, физика) |
12-14.04.2023 |
7 |
Иностранный язык (английский) |
В 5-7 классе ВПР проводится в штатном режиме, в 10 классе – в режиме апробации
Информация для родителей по вопросам организации, проведения и использования результатов ВПР
- Общие вопросы организации и проведения ВПР
Всероссийские проверочные работы (далее – ВПР) – это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для школьников всей страны.
ВПР не являются аналогом государственной итоговой аттестации. Они проводятся на региональном или школьном уровнях.
В России и области ВПР проводятся четвёртый год:
— в 2015-2016 учебном году – апробация ВПР в 4-х классах;
— в 2016-2017 учебном году – проведение ВПР в 4-х классах, апробация ВПР в 5-х классах.
В 2018 году было продолжено проведение всероссийских проверочных работ:
- Условия проведения ВПР:
- ВПР обучающиеся пишут в своих школах.
- Рекомендуемое время их проведения – второй-третий урок в школьном расписании.
- Продолжительность ВПР – от одного до двух уроков.
- Работы выполняются по заданиям, разработанным на федеральном уровне, и проверяются по единым критериям.
- Проверка работ участников ВПР осуществляется в день проведения работы коллегиально учителями школы. После проверки результаты вносятся школами в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты.
- Результаты ВПР могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.
- Любой родитель может обратиться в школу с целью получения информации о результатах участия в ВПР своего ребенка и дальнейших планах его обучения.
ВАЖНО: Результаты ВПР не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предметам или при получении аттестата о среднем общем образовании.
3.Психологические аспекты подготовки к ВПР.
Одной из основных целей ВПР является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение работы предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам ВПР.
3.1. Психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к ВПР
- Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто
Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на этом внимание.
- Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
- Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы
Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.
- «Скажи мне — и я забуду, учи меня — и я могу запомнить, вовлекай меня — и я научусь» (Б. Франклин)
Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении – готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
- Научите учащихся работать с критериями оценки заданий
Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
- Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
- Хвалите своих учеников
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
- Общайтесь с коллегами!
Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.
- Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
- Поддерживайте внеучебные интересы учащихся
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
- Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
- Постарайтесь обеспечить адекватный психологический настрой:
— сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
— создайте ситуацию эмоционального комфорта;
— помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности;
— помогайте ребенку избежать ошибок;
— поддерживайте учащихся при неудачах;
— подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ.
3.2. Советы родителям по подготовке детей к ВПР
Во время подготовки и проведения ВПР важно, чтобы обучающийся получал поддержку от значимых взрослых, особенно родителей. К сожалению, многие родители совершают ошибки в ходе подготовки своего ребенка к таким процедурам. Заранее продумайте условия, которые помогут ребенку проявить свои возможности.
- Отношение к ВПР, как испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья, – ошибка. Подобная установка родителей часто создает дополнительные проблемы у ребенка.
- Очень часто родители используют запугивание и «страшилки», которые грозят при получении низкой оценки на ВПР, — это плохие помощники в преодолении стресса. Постарайтесь не «накалять» ситуацию. Не проецируйте свои страхи на ребенка. В этом случае, как правило, срабатывает эффект психологического заражения. Ваше волнение передается ребенку, повышает его тревожность и, как следствие, ухудшает возможность сосредоточения, понимания, может блокировать мышление. Старайтесь не говорить с ребенком в состоянии сильного гнева, раздражения. Займитесь саморегуляцией, переключитесь на свои дела.
- Демонстрируйте веру в ребенка («ты справишься», у тебя хорошая память, ты можешь сконцентрироваться), оптимизм. Не фиксируйте внимание детей на экзаменах, не говорите постоянно об этом. Такое поведение повышает и без того высокое нервно-психическое напряжение. Потренируйтесь вместе с ним в навыках позитивного мышления: «будем бороться с проблемами по мере их поступления». Бессмысленно обсуждать, что плохого может случиться, вместо этого лучше сконцентрироваться на работе.
- Еще одна весьма распространенная родительская ошибка – это сравнивание своего ребенка с более успешными сверстниками, старшими братьями и сестрами, подчеркивание ихуспехов, положительных качеств. На самом деле, все это редко приводит к желанию победить соперника или «взять с него пример», но чаще всего может просто создать конфликтную ситуацию в семье, повысить эмоциональное напряжение.
- Излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают раздражение и протест. Родителей часто возмущает желание ребенка прогуляться, отвлечься, пойти в кино или просто поваляться на диване, слушая музыку. Если видите, что ребенок не может включиться в работу по подготовке к ВПР, поговорите с ним без назидательности и угроз, порицаний о его проблемах, предложите помощь. Так называемая «лень», как правило, страх поражения, с которым ребенок не может справиться. Можно обсудить с ним в этом случае, как спланировать подготовку, с чего начать: с наиболее легкого, или, напротив, с трудного раздела. Как организовать эффективное запоминание.
- Безусловно, усиливает волнение и страх перед ВПР подчеркивание ответственности, которая лежит на плечах ребенка, — перед школой, учителями, родителями. «Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Перед родителями будет стыдно» — не те аргументы, которые помогут снять волнение и тревогу.
- Важнейший фактор, определяющий успешность Вашего ребенка в ВПР – это психологическая поддержка. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Оказывать психологическую поддержку ребенку можно разными способами. Первый способ – продемонстрировать Ваше удовлетворение от его достижений или усилий: «Ты уже так многого достиг!». Другой способ – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать!». «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно также посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
- Тщательно следите за режимом. Распланируйте вместе режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Физическая нагрузка помогает справиться с волнением. Не экономьте за счет сна!
- В день ВПР встаньте пораньше, чтобы приготовить ребенку любимое блюдо. Накануне ВПР ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим. С утра перед ВПР можно дать ребёнку шоколадку, т.к. глюкоза стимулирует мозговую деятельность! Отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки. Не создавайте ситуацию тревоги, страха, неудачи! Согласуйте с ребенком возможный и достаточный результат ВПР, не настраивайте его только на максимальный, но мало достижимый итог работы!
- В случае неудачи ребенка на ВПР не паникуйте, не устраивайте истерику и воздержитесь от обвинений. Найдите слова, которые позволят ребенку улыбнуться, расслабиться, снять напряжение.